«Чётки» А.А. Ахматовой
Ахматова, А.А.
Стихотворения. Воспоминания / А.А. Ахматова. – Москва : Эксмо, 2009. - 346с. – (Всемирная литература).
В 2024 году исполняется 110 лет сборнику Анны Андреевны Ахматовой «Чётки». Название сборника символично: стихотворения этого периода молитвенны, а сами стихи похожи на чётки, амулеты, которые должны были оберегать от злой силы, но не смогли уберечь от сил любви, любви опасной и трагичной. В стихотворениях сборника «Чётки» любовь, вера, счастье, боль поэт описывает бытовыми, обыденными деталями.
Великий Бетховен!
Великий Бетховен!
Библиотекари на своих мероприятиях рассказывают читателям не только о жизни и творчестве поэтов и писателей. На мероприятиях эстетического направления можно узнать об известных музыкантах, художниках и артистах.
16 декабря исполнилось 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена – величайшего явления в мировой музыкальной культуре, композитора, ещё при жизни ставшего легендой. Он был настолько невероятно талантливым и целеустремлённым, что, даже потеряв слух, продолжал создавать свои, не имеющие равных, гениальные шедевры.
Первым учителем музыки Людвига стал его отец, мечтавший сделать из сына второго Моцарта. Четырехлетний малыш занимался на клавесине по 6 часов в день, а если отец приказывал, то еще и ночью. Семья Бетховенов была небогата, а после смерти деда и вовсе обнищала. В 14 лет юный Людвиг был вынужден бросить школу и помогать отцу в содержании семьи, работая помощником органиста в придворной капелле.
До этого мальчик учился в школе, где немецкий язык и арифметика были на втором плане после латыни и музыки. Уже в юности Бетховен свободно читал и переводил Плутарха и Гомера, но умножение и правописание так и остались для него тайной за семью печатями. Когда в 1787 году мать Людвига умерла, ответственный и дисциплинированный юноша взял на себя содержание младших братьев. Он устроился на должность альтиста в придворном оркестре, благодаря чему познакомился с разнообразием мира оперы. В 21 год – в 1791 г. – Людвиг ван Бетховен переезжает в Вену в поисках хорошего учителя, где и проводит всю свою жизнь.
Ранний венский период творчества молодого композитора биографически тесно связан с именами австрийского придворного князя Лихновского, русского вельможи Разумовского, чешского дворянина Лобковица: они покровительствовали Бетховену, поддерживали материально, их имена значились на титульных страницах рукописей композитора. Вместе с тем, Бетховен очень дорожил чувством собственного достоинства и никогда не позволял своим знатным покровителям попыток указать на его низкое происхождение. В 1790-е годы Бетховен сочиняет в основном камерную и фортепьянную музыку, а в 1800-х начал писать свои первые симфонии, создал единственную ораторию («Христос на Масличной горе»).
Когда к 1811 году маэстро полностью потерял слух, он стал редко выходить из дома. Публичная игра на фортепьяно была основным источником доходов виртуоза, а также он постоянно давал уроки музыки представителям аристократии. С потерей слуха для Бетховена наступили тяжелые времена.
Но глухота не воспрепятствовала сочинению музыки. Бетховен пользовался специальной палочкой, прикрепленной одним концом к передней панели фортепьяно. Зажимая другой конец палочки зубами, он «чувствовал» издаваемый инструментом звук благодаря передающейся по палочке вибрации.
Именно на последнюю декаду жизни композитора приходится написание самых великолепных произведений, которыми и по сей день не устают восхищаться слушатели: Струнный квартет, оп. 131; «Торжественная месса»; «Великая фуга», оп. 133 и, безусловно, Девятая симфония.
Информацию подготовила библиотекарь внестационарного обслуживания Титова Ольга Анатольевна.